Отчёт о посещении мастер-класса, часть 2.
А теперь я расскажу подробнее о работе самого хормейстера, профессора Игоря Матюхова.
Вообще, работа с большим коллективом - дело ой как не простое. Заставить хор работать как единый организм - попробуй объясни всем, что от них хочешь. Для этого необходимо большое количество эмоций - показаных строго в подходящее для этого время, и скрытых бОльшую часть времени, много терпения и талант. Все эти фразы, все жесты, все действия - всё складывается в единую строгую картину. Не раз упоминалось в речи хормейстера кино - он приводил примеры известных фильмов, в которых звучали исполняемые хором песни ("Помните, как в весёлых ребятах?" "Тут надо исполнять как Личенко в "свадьбе в малиннике". Для меня оба названия - практически пустой звук, но для многих людей более старшего поколения тут, полагаю, есть особый смысл.) Работа здесь велась в первую очередь с хором в целом, во вторую - с девушками, и в третью уже с мужским населением. Просто девушек, как всегда, больше, и они создают основное наполнение. Большинство мужчин - люди довольно, на вид, опытные и знающие, молодёжь, по видимому, была лишь та, что поёт в хоре РХТУ, то есть тоже не лишённая некоторых знаний. Всё работа хормейстера в ньюансах.
"самый удар под дых [для хора] - фраза "подумайте, о чём вы поёте" ... звук должен быть нежный мягкий, женственый .. мужчины, вот вы поёте о девушке - превратите девушку в богиню" - кажется, это о песне "Смуглянка"
про песни военных лет часто напоминали о том, что тут всё, что ни поётся - поётся в военное время. "вы поёте, рядом падает товарищ - а вы продолжаете петь".
В каком то месте происходит явное падение уровня звука. "Ааааа! Дыхания не хватило? Это совершенно правильно. ... Но так делать не надо."
Особенно заслуживает внимания не раз повторённый им жест. Хормейстер хочет чего-то добиться от сопран (альтов), и когда добивается - наклоняется в их сторону и делает "чмок-чмок-чмок-чмок-чмок".
Тренирует какой-то отрывок с альтами. "Не буду смотреть ни в какую сторону, - закрывает глаза рукой, смотрит на альтов сквозь пальцы, - но кто то берёт перед ре бемоль дыхание".
Чуть позже то же место с сопранами - "Если вы будете торопить эти шестнадцатые, то наши замечательные альты не попадут в ре бемоль.."
Ещё на ту же тему - "врите смело, только попадайте в нужную долю! а мелодия мало ли как будет звучать - может это наша задумка"
Ещё очень понравилась цитата, не помню уж к чему он, наверно, чтобы пели веселей-
"Вы все молоды - ни одному не больше, чем вам всем"
В общем и целом, участие в хоре - не так уж и плохо, что бы по этому поводу не говорили скептики. Мастер-класс закончился крепкими апплодисментами, адресованными хормейстеру и концертмейстеру.
@темы:
Mein,
Полиномовское,
Daily hell,
парообразная архитектура