Вот как странно бывает. Дочитаешь последнюю строчку произведения, и вроде как чувствуешь сухость в горле. И ходить немного тяжело - голова кружится. И чувствуешь вместе с героями что-то. И знаешь, что тебе нужно что-то написать, потому что так надо, и писать надо сейчас, потому что ещё мгновение - и твоё ощущение уйдёт, станет рядовым, прошедшим, и ты пишешь, пока ещё оно не исчезло, а слов не хватает. И вроде бы всё очень просто написано, простым языком, просто последовательное описание. И вот.
Читать дальше. (Spoiler waring: Moderate)
А ведь ещё интереснее понять, что похож чем-то на коллекционера. Что тоже день, ночь, сон - если сразу не пошёл на поводу у собственных эмоций, разум их затмит и через пару дней ты будешь гулять как ни в чём не бывало, почти не затронутый произошедшим. Что вся твоя впечатлительность, весь твой разум как ненадутый шарик из резины - его ударишь, вмятинка просуществует несколько минут, и вернётся в своё первоначальное состояние. А ещё - что сам в себе держишь эту бабочку, чем бы она ни была - талантом, умением, даром, способностью. Держишь её в запрети держишь, она может быть рвётся наружу, но ты её держишь в заперти, не даёшь ей развиться и хлоп - она заболевает. У тебя ещё есть шанс, но ты не решаешься, трусишь его использовать, и всё.
В произведении четыре части. Все, кроме второй - взгляд коллекционера, а вторая - дневник, который вела его жертва. Вторая часть - глоток свежего воздуха. Совершенно иной мир. Коллекционер и экспонат. Кстати, это совершенно не то же, что и "охотник и его жертва". И охотник, и жертва - живые, коллекционер же всего лишь страется поддерживать свои экспонаты в идеальном состоянии. В мире коллекционера есть первостепенный персонаж (он сам), второстепенный (экспонат), и безликая толпа, в которой существуют все остальные - родственники, полицейские, незнакомцы. Все, кроме коллекционера и экспоната - одна безликая смесь. Кто такой этот коллекционер? Человек, который не интересуется ничем, кроме своей коллекции. Сначала интересовался бабочками, он их выслеживал, изучал места обитания, режимы питания, знал, где можно найти их ещё гусеницами. И М. он выслеживал так же. И ему совершенно не было важно, имел ли он на это право, не задумывался, настолько ли бабочка красива под стеклом, как и на природе. Даже так - бабочка в природе занимала гораздо меньше его внимания, чем бабочка под стеклом. Она вызывала меньше трепета.
Если речь коллекционера была скупой, последовательной, безэмоциональной, описательной, то в дневнике автор смог позволить себе выйти на свободу. Его протагонист, девушка, художница по имени Миранда - человек эмоции, человек страсти, свободный человек. Человек, который пробует жизнь, и постоянно ищет. Ищет себя, изучает других, не понимает, но не перестаёт искать. Позволяет себе чувствовать и мечатать, презирать, ненавидеть и действовать, и ничего этого не боится. Именно благодаря ней мы знакомимся с ещё одним героем, да даже не с одним, а с целой кучей героев, но именно с одним, самым важным для Миранды знакомимся лучше всех. А впрочем, не с ним. Мы знакомимся с той призмой, через которую Миранда глядит на него, на всех, кто её окуржает. Миранда рассуждает, сравнивает, принимает или не принимает чужие суждения, и живёт. Она в своём дневнике даже более живая, чем её тюремщик. Она заново проживает всю ту жизнь, всё то самое важное, что было в её жизни до заключения. Благодаря ей автор может высказать наконец-то и свои взгляды, пусть мы и не всегда видим, какие взгляды его, а какие принадлежат только героине. Она, многократно названная девушкой-резонёром героем своего дневника, не думаю, что она всегда является резонёром для автора. Ведь благодаря дневнику мы знакомимся и с политическими взглядами, и взглядами на жизнь, и на искусство. Но девушка не перестаёт быть живой в заключени, и взгляды её меняются и от книг, и от воспоминаний, и от переживаний, вызванных её тюремщиком. Она живёт всем, что ей доступно - книгами, музыкой, своими рисунками. Каждая её мысль, каждая ситуация из её воспомнинаний - повод для отдельного рассуждения.
Произведение Фаулза - это нечто большее, чем аллегория на тему повседневности, "мещанства", упомянотого в аннотации, и искусства на пару с мышлением. Оно вызывает гораздо больше эмоций. Оно играет и просветительскую роль. А вообще, есть повод задуматься, насколько каждый из нас является этим самым коллекционером.
Читать дальше. (Spoiler waring: Moderate)
А ведь ещё интереснее понять, что похож чем-то на коллекционера. Что тоже день, ночь, сон - если сразу не пошёл на поводу у собственных эмоций, разум их затмит и через пару дней ты будешь гулять как ни в чём не бывало, почти не затронутый произошедшим. Что вся твоя впечатлительность, весь твой разум как ненадутый шарик из резины - его ударишь, вмятинка просуществует несколько минут, и вернётся в своё первоначальное состояние. А ещё - что сам в себе держишь эту бабочку, чем бы она ни была - талантом, умением, даром, способностью. Держишь её в запрети держишь, она может быть рвётся наружу, но ты её держишь в заперти, не даёшь ей развиться и хлоп - она заболевает. У тебя ещё есть шанс, но ты не решаешься, трусишь его использовать, и всё.
В произведении четыре части. Все, кроме второй - взгляд коллекционера, а вторая - дневник, который вела его жертва. Вторая часть - глоток свежего воздуха. Совершенно иной мир. Коллекционер и экспонат. Кстати, это совершенно не то же, что и "охотник и его жертва". И охотник, и жертва - живые, коллекционер же всего лишь страется поддерживать свои экспонаты в идеальном состоянии. В мире коллекционера есть первостепенный персонаж (он сам), второстепенный (экспонат), и безликая толпа, в которой существуют все остальные - родственники, полицейские, незнакомцы. Все, кроме коллекционера и экспоната - одна безликая смесь. Кто такой этот коллекционер? Человек, который не интересуется ничем, кроме своей коллекции. Сначала интересовался бабочками, он их выслеживал, изучал места обитания, режимы питания, знал, где можно найти их ещё гусеницами. И М. он выслеживал так же. И ему совершенно не было важно, имел ли он на это право, не задумывался, настолько ли бабочка красива под стеклом, как и на природе. Даже так - бабочка в природе занимала гораздо меньше его внимания, чем бабочка под стеклом. Она вызывала меньше трепета.
Если речь коллекционера была скупой, последовательной, безэмоциональной, описательной, то в дневнике автор смог позволить себе выйти на свободу. Его протагонист, девушка, художница по имени Миранда - человек эмоции, человек страсти, свободный человек. Человек, который пробует жизнь, и постоянно ищет. Ищет себя, изучает других, не понимает, но не перестаёт искать. Позволяет себе чувствовать и мечатать, презирать, ненавидеть и действовать, и ничего этого не боится. Именно благодаря ней мы знакомимся с ещё одним героем, да даже не с одним, а с целой кучей героев, но именно с одним, самым важным для Миранды знакомимся лучше всех. А впрочем, не с ним. Мы знакомимся с той призмой, через которую Миранда глядит на него, на всех, кто её окуржает. Миранда рассуждает, сравнивает, принимает или не принимает чужие суждения, и живёт. Она в своём дневнике даже более живая, чем её тюремщик. Она заново проживает всю ту жизнь, всё то самое важное, что было в её жизни до заключения. Благодаря ей автор может высказать наконец-то и свои взгляды, пусть мы и не всегда видим, какие взгляды его, а какие принадлежат только героине. Она, многократно названная девушкой-резонёром героем своего дневника, не думаю, что она всегда является резонёром для автора. Ведь благодаря дневнику мы знакомимся и с политическими взглядами, и взглядами на жизнь, и на искусство. Но девушка не перестаёт быть живой в заключени, и взгляды её меняются и от книг, и от воспоминаний, и от переживаний, вызванных её тюремщиком. Она живёт всем, что ей доступно - книгами, музыкой, своими рисунками. Каждая её мысль, каждая ситуация из её воспомнинаний - повод для отдельного рассуждения.
Произведение Фаулза - это нечто большее, чем аллегория на тему повседневности, "мещанства", упомянотого в аннотации, и искусства на пару с мышлением. Оно вызывает гораздо больше эмоций. Оно играет и просветительскую роль. А вообще, есть повод задуматься, насколько каждый из нас является этим самым коллекционером.